Профессия дирижера - одна из самых сложных и интересных в мире музыкального искусства. Зародилась она еще в Древней Греции, однако современный облик получила лишь в 19 веке.
Тогда появился отдельный участник оркестра, который стал управлять музыкальным коллективом, не отвлекаясь на другие действия, в отличие, например, от клавесиниста или скрипача, которые ранее руководили оркестрами.
Сейчас сложно себе представить оркестр без дирижера, чья роль является основополагающей в работе коллектива. Именно он определяет состав коллектива, его репертуар, исполнительский почерк.
Сегодня в концертной программе симфонических оркестров, наряду с классическими произведениями, звучат интересные и необычные произведения современных композиторов. Не стал исключением и Омский государственный симфонический оркестр, репертуар которого интересен и своеобразен, включают в себя такие необычные проекты, как «Cinema», в рамках которого звучат саундтреки к известным фильмам, «Рингтон-party» и многие другие.
Подобные концерты привлекают, в первую очередь, внимание молодежи, которая все больше интересуется не только современной музыкой, но и нестареющей классикой.
О том, насколько актуальна для омской молодежи классическая музыка, что происходит сегодня в Омском оркестре, а также каковы его планы и перспективы, в интервью корреспонденту Информационного агентства «Деловой Омск» рассказал главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрием Васильевым.
ДО: Что включает в себя профессия дирижера?
Д.В.: Профессия дирижера объединяет в себе несколько профессий: музыкант, руководитель, администратор, педагог и даже личный психолог, потому как музыканты - люди творческие, необходимо найти подход к каждому участники оркестра.
ДО: Но всему этому не учат в консерваториях, музыкальных училищах?
Д.В.: В консерваториях существуют классы оперно-симфонического дирижирования, которые я как раз и окончил. Там даются базовые знания, умения и навыки. Все остальное приходит с опытом, методом проб и ошибок.
ДО: Почему вы решили стать дирижером?
Д.В.: Еще в музыкальном училище у нас был предмет дирижирование. Мне очень нравилось работать с оркестром, чувствовать, что под твоим руководством играет какой-то сплоченный коллектив, отвечает твоим действиям. Ведь не каждому дирижеры коллектив ответит взаимностью. Может быть и скрытое сопротивление, и нежелание играть, исполнять требования дирижера. Но я почувствовал, что оркестр мне отвечает. Естественно меня это вдохновило. В консерватории я стал уже серьезно заниматься дирижированием.
ДО: Вы уже 5 лет работаете в омском оркестре, а когда приняли решение приехать в наш город?
Д.В.: Моим первым коллективом был оркестр в Тамбове. Я его сам создавал практически с нуля. Когда я приехал в Тамбов, оркестр состоял из 25 человек, в основном студентов. За 4 года мне удалось создать полноценный состав, который выступал, гастролировал за рубежом и в Москве. Я проработал там 8 лет, но в какой-то момент понял, что нужно идти дальше, расти, развиваться. Поэтому когда узнал, что в омском оркестре проводится конкурс на место главного дирижера, я решил попробовать свои силы, приехал, и дал концерт с омским оркестром. Через некоторое время мне позвонили и пригласили приехать в Омск.
ДО: Как на ваш взгляд изменился омский оркестр за эти годы?
Д.В.: Я пришел в оркестр в тот момент, когда коллектив переживал кризис, так как уже почти год не было руководителя, что, безусловно, сказывалось на атмосфере в коллективе, на качестве работы. Планомерная ежедневная работа над повышением мастерства, выступления с ведущими музыкантами мира привели к тому, что за последние 4 года оркестр приобрел хорошую форму, стал отличаться более высоким качеством исполнения. Это, конечно, субъективная оценка, но она базируется на том, что говорят независимые эксперты.
ДО: Достижения оркестра, участие в престижных фестивалях подтверждают высокий уровень развития коллектива?
Д.В.: Конечно, за эти годы состоялись престижные гастроли в Германии, Италии, где мы выступали совместно с Н. Гутман, Э. Вирсаладзе и другими известными музыкантами мира. Успешно прошли выступления оркестра на IV Фестивале симфонических оркестров мира в Москве и на Симфоническом форуме в Екатеринбурге, концерт Объединенного оркестра Московской и Омской филармонии. Все это показывает, что сегодня оркестр в отличной форме и высокий уровень - это для него норма.
ДО: Как вы считаете, насколько интересна классическая музыка молодежи, как молодые жители Омска воспринимают выступления симфонического оркестра?
Д.В.: Все мои надежды исключительно на молодежь. На наших концертах присутствует большое количество молодых людей, особенно на смелых проектах оркестра. Таких как «Танцевальная музыка», «Cinema», «Рингтон-party» и другие. Но я также вижу молодежь на Рахманинове. Классическое искусство потому и классическое, что оно актуально всегда. Главное, чтобы сам человек духовно созрел для восприятия классического искусства.
ДО: В завершении нашего разговора, поделитесь ближайшими планами Омского симфонического оркестра?
Д.В.: В первую очередь играть больше новой музыки, расширять репертуар как за счет современных произведений, так за счет не игранной классики, повторять и улучшать уже имеющийся репертуар, а он у оркестра широкий. Обязательно гастролировать. Нельзя вариться в собственном соку. Подготовка к фестивалям, к гастролям, всегда выводит оркестр на новый уровень. Надеюсь, что следующий год будет еще более насыщен гастролями не только в России, но и в других странах мира.
Добавить комментарий
Комментарии (0)